Моя педагогическая концепция
«Счастье видеть мир и рассказать о нём…»
Школьный день.… Из чего он состоит? Конечно, из встреч с учениками и новыми открытиями в них и в себе. Иногда можно услышать такую фразу: «В начальной школе только и учат, как трем прибавить два. Всё одно и то же». Пожалуй, соглашусь с тем, что темы высшей математики мы не проходим. У нас другая степень сложности, которую и замерить непросто. Она проявляется там, где привычное становится ярким.
«Здравствуйте, дорогие мои первоклассники! Начинаем наш первый урок»- так входим в школьную жизнь. На меня, классного руководителя, смотрят одни с надеждой, другие – с тревогой, а третьи – с огромным любопытством невероятно красивые и немного взволнованные мои новые ученики, они впервые сели за парты. Смотрю на них и все время задаю вопросы: Что ждет нас впереди? Сможем ли мы понять и подружиться друг с другом?
Счастье видеть мир и рассказать о нём детям! Наслаждаться прекрасным, уметь подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия- воспитываем ежедневно, ежеминутно. Высокая миссия учителя- нести в мир детства нравственные ценности, помогать ребенку открывать мир во всем его богатстве и многообразии. Любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия посвящены единственной цели- всесторонне развивать личность ребенка.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Иногда не так важно услышать правильный ответ о фонеме или падеже. Начальная школа не только уроки, классному руководителю отводится почетная обязанность, а может право, где важно увидеть остановившийся на тебе взгляд, ждущий согласия, почувствовать теплоту руки, которую протянули в знак благодарности. Каждый школьный день незаметно отмеряет мгновения: оглянешься, а твои первоклашки уже выросли: ориентируются в школьном пространстве, умеют задавать вопросы, понимают друг друга.
Да, школьный день так прост: уроки, перемены, мероприятия…. Замкнутый круг. Ввести в этот круг понимания каждого ученика не так просто, чтобы каждый почувствовал себя уютно, чтобы не замкнулся в себе. Вселить уверенность и ощущение своей нужности в каждом. Четыре года, день за днем, шаг за шагом мы идем вперед. Радости и огорчения, взлеты творчества, надежды и, порой, разочарования. Очень трудно найти золотую середину грамотного общения с детьми. Особенно с малышами. Все они - разные! И этим всё сказано! Как собрать в одну связку этих непоседливых человечков, уже умеющих заявить о себе или криком, или взглядом исподлобья, или молчанием? Бывают такие минуты, когда не знаешь, как остановить шум, возню, разговоры. Не слушаются и всё! Главное, спокойствие, как сказал в меру «упитанный» и беспокойный герой любимой детской сказки. Спокойствие помогает принимать правильные решения. Умный классный руководитель- всегда гибкий и тонкий стратег. Не слушаются дети сегодня, наверное, что-то не так. Завтра они будут другими.
Современные дети тянутся к знаниям, к творческой и исследовательской работе. Поэтому одна из главных моих задач: создать условия для формирования целостной личности, способной активно и самостоятельно овладевать знаниями. Необходимо помнить слова великого педагога А.С.Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте- родители и педагоги».
Воспитание, обучение, развитие личности и коллектива- основа работы классного руководителя. Достичь результата помогают главные и надежные помощники – родители. Только вместе и в сотрудничестве можно создать такие условия, которые помогут нашим растущим любознайкам развивать их индивидуальность в общем доме «Школа». А что за этим стоит? Конечно, решение педагогических задач взаимодействия, которые направлены на то, чтобы:
- развивать воображение и фантазию, чувство юмора;
- уметь оценивать ситуацию и правильно ориентироваться в ней;
- брать на себя определенную ответственность и действовать, отвечая за свои поступки;
-тренировать волю и определять границы свободы;
-учитывать общественное мнение: критерии, ценности, нравственные эталоны и идеалы;
- учиться культуре и технике общения, проявляя интерес и внимание к окружающим;
- развивать умение выразить мысли и чувства;
- организовать свою деятельность в реальных жизненных ситуациях;
-доказывать свою правоту и соглашаться с чужой.
«У ребенка свое особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим» (Ж.Ж.Руссо) Безусловно, нельзя ожидать, что всё перечисленное будет проявляться в начальной школе, но в наших силах помочь маленькому ученику выбрать направление для развития. Что для этого необходимо? Правильно организовать повседневность. Наполнить каждый день интересными и полезными делами. Сначала помочь, научить, а потом спрашивать. Комфортность пребывания ребенка в школе- необходимое условие , которое поможет сохранить способность удивляться и интересоваться окружающим миром.
«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»- строчка из поэзии К.Д.Бальмонта.
Пусть солнце будет сиять в школьной жизни независимо от погоды.