Среда, 25.06.2025, 23:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Людмилы Николаевны Кетовой

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Мини-чат
Партнёры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Погода

Блог


20:52
Конкурсы. Нужны ли они учителю?

Сегодня в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация соперничества не пугает, а, наоборот, стимулирует. Безусловно, это люди, стремящиеся к успеху. Успехом же для них являются как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: статус в коллективе, премию, разряд и др. 

Справедливости ради стоит сказать, что обладающий всеми качествами потенциального победителя учитель может не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает и средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать.

Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? И нужны ли педагогам подобные конкурсы? 

Одни учителя считают, что это шоу для чиновников, так они "показывают" свою нужность. И сетуют: лучше бы почаще в школы ездили, смотрели в глаза реалиям. И те же деньги выделяли бы на школьные праздники - детям (если уж так душа просит шоу)!

Другие возмущаются, что за время работы в школе пресытились конкурсами, презентациями, соревнованиями, олимпиадами, но результата в виде повышения собственной зарплаты, так и не увидели. И разводят руками: когда же бедному учителю учить детей, если он постоянно занят в конкурсах? Что бы кто ни говорил, но такие конкурсы отвлекают педагога от главного – от детей.

Третьи видят самую серьезную проблему в отсутствии трансляции опыта учителя, задаваясь вопросами: "А страна знает своих героев?" Или закончился конкурс, фанфары отгремели и. слава Богу, всё позади? Как опыт работы участников всевозможных конкурсов становится достоянием многих?

Многие педагоги лояльны: любое мероприятие подобного рода - это приобретение опыта. Даже если конкурс не принес учителю награды, он одарил участника возможностью заявить о себе, поделиться находками, взять на заметку что-то новое. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.

Отдельные - крайне категоричны в высказываниях: «За более чем 15 лет работы в образовании не видела ни одного объективного конкурса». А есть и такие: «Профессиональные конкурсы - это здорово. Сидишь, сидишь и вдруг конкурс! Откуда что берется: начинаешь ворошить, искать, думать, творить. Жизнь сразу становится интересней! Забываешь обиды, неурядицы, впереди цель, надо попробовать, авось.

Да, конкурс способствует профессиональному росту учителя, расширяет связи в педагогическом сообществе, знакомит с новыми интересными людьми, их идеями. Но! Эти конкурсы часто формализованы, а цели их непрозрачны. Популяризация опыта лучших учителей особого смысла, по их мнению, не имеет, так как основная ценность учителя - он сам, и методы и приемы, которыми он пользуется, часто не подходят другим.

Общеизвестно: конкурс – публичное выступление учителя перед коллегами - стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. А преобладающую часть конкурсантов составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, и, сожалея о своей пассивности, сдерживают честолюбивые порывы, дабы избежать возможной неудачи. Они тревожны, и участие в публичном мероприятии требует от них больших нервных затрат.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. А чтобы объективно оценить мастерство учителя во время, работы "за закрытыми дверями", организуются открытые уроки. Однако необходимость открытых уроков зачастую и служит причиной отказа учителя от участия в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, презентационному, уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. По их мнению, оценка, выведенная на основании открытых уроков, которые готовятся специально, не отражает эффективности повседневной работы учителя, а потому ее нельзя считать объективной. Для решения подобных проблем необходимо исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя. И презентовать нужно всю систему целостно: начиная с планирования и конспектов учебных занятий, включая авторские программы и научные доклады, самостоятельно подготовленные дидактические материалы и сценарии для обучающихся – словом, все учительские разработки, дающие достаточно полное представление об уровне его профессионализма, о его индивидуальной лаборатории.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – трудоемкий творческий процесс, требующий огромных затрат сил и энергии, когда педагог масштабно анализирует свою деятельность как учителя - предметника, приводит в систему свой воспитательский и личностный опыт, оформляет горы документации. Он делает все для того, чтобы войти в этот особый мир общения, соревнования, удач и находок.

Просмотров: 183 | Добавил: KetovaMila | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar